free templates joomla

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции

Криминогенная обстановка в стране свидетельствует о том, что незаконная миграция стала неотъемлемой частью структуры преступного бизнеса и, безусловно, оказывает влияние на всю систему экономических отношений, криминализируя национальную экономику, увеличивая ее теневой сектор.

Более восьми лет назад, когда случаи незаконной миграции были единичными, Федеральным законом от 28.12.2004 №187-ФЗ была введена статья 322.1 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за организацию незаконной миграции, максимальное наказание за которую по части первой было предусмотрено до 2-х лет лишения свободы, по второй – до 5-ти лет. В последнее время в некоторых субъектах Российской Федерации незаконная миграция стала приоб¬ретать массовый характер, и, как следствие этого – ужесточение законодателем в 2012 году уголовной ответственности – теперь максимальная санкция по части первой статьи предусматривает лишение свободы на срок до 5-ти лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет или без такового, а по части второй – до 7-ми лет лишения свободы.
Часть 1 статьи 322.1 УК РФ относится к подследственности дознания и предусматривает уголовную ответственность за организацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ.
Организацией незаконного пребывания являются любые действия, направленные на обеспечение нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации без паспорта (документа, удостоверяющего личность), визы, миграционной карты с регистрацией в установленном законом порядке, вида на жительство или временного разрешения на проживание на территории Российской Федерации.
В настоящее время одной из актуальных проблем в сфере миграции является создание так называемых «резиновых квартир».
Данный термин применяется к квартирам, где на небольшой площади зарегистрировано столько человек, которые физически не смогли бы там разместиться, если бы проживали все вместе одновременно.
Для легального пребывания на территории России любому иностранцу необходима регистрация по месту проживания, т.е. он должен встать на миграционный учет, который носит уведомительный характер, - принимающая сторона сообщает в миграционную службу о том, что у нее проживает иностранец. Сделать это можно непосредственно обратившись в ФМС, либо по почте. При этом в законодательстве отсутствуют требования к жилой площади, что позволяет принимающей стороне представлять неограниченное количество уведомлений в ФМС, а ФМС, в свою очередь, не может отказать в постановке на миграционный учет, т.к. ограничений по норме жилой площади законодательством не предусмотрено.
Предоставление гражданином РФ или постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином в миграционную службу документов о пребывании иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации по адресу его регистрации либо адресу принадлежащего ему жилища без намерения предоставить это жилище для проживания иностранным гражданам (лицам без гражданства) либо без намерения последних проживать по заявленному адресу влечет за собой уголовную ответственность по ст.322.1 УК РФ.
В результате умышленных действий, непосредственно направленных на создание условий для незаконного пребывания иностранных граждан (лиц без гражданства) в Российской Федерации, ФМС лишена возможности осуществлять контроль за соблюдением указанными гражданами правил мигра¬ционного учета и их передвижения на территории РФ.
Отделом дознания, в целях организация должного взаимодействия подразделений Отдела МВД России по Мостовскому району при выявлении и документировании организа¬ции незаконного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в текущем году было направлено в суд уголовное дело, возбужденное по Части 1 статьи 322.1 УК РФ за организацию незаконного пребывания в РФ иностранных граждан.
Являясь руководителями тепличного хозяйства, с целью извлечения прибыли, организовали незаконное пребывание 28-ми иностранных граждан китайской национальностей на территории РФ, путем предоставления им мест пребывания для осуществления ими сельскохозяйственной деятельности.