free templates joomla

В связи со вступлением в силу с 01.03.2008 Федерального закона от 24.07.2007№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) в области земельных отношений возникло новое понятие –кадастровый инженер.

Квалификация «кадастровый инженер» присваивается квалификационной комиссией физическому лицу, успешно сдавшему экзамен на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.

Требования к лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера, в части наличия образования и опыта работы в настоящее время не способствуют становлению профессионального сообщества в данной сфере и негативным образом сказываются на отношении общества к отрасли в целом.

На сегодняшний день кадастровые инженеры осуществляют выполнение работ в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, осуществляют замеры, вычисления и тому подобное, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и последующей регистрации прав на такие объекты.

В соответствии с Законом о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения об объекте недвижимости (земельном участке, здании, помещении, объекте незавершенного строительства) в государственный кадастр недвижимости на основании подготовленных кадастровым инженером документов (межевого плана, технического плана, акта обследования), содержащих необходимые для осуществления такого учета сведения.

Также действующим законодательством предусмотрена ответственность кадастрового инженера в виде пресечения его профессиональной деятельности путем лишения квалификационного аттестата кадастрового инженера.

Однако на сегодняшний день отсутствует возможность приостановления действия квалификационного аттестата кадастрового инженера в силу объективных причин, связанных, например, с временным неосуществлением своей профессиональной деятельности. Кроме того, действующим законодательством не урегулированы права и обязанности кадастрового инженера как субъекта профессиональной деятельности.

Существующие в настоящее время механизмы контроля за деятельностью кадастровых инженеров, а также требования к лицам, претендующим на получения квалификационного аттестата кадастрового инженера, в части наличия образования и опыта работы являются неэффективными, о чем свидетельствуют рост количества жалоб на деятельность кадастровых инженеров, высокий процент отказов и приостановок в осуществлении кадастрового учета, а также наличие значительного количества ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости.

Кроме того, мировой опыт ведения кадастра показывает, что практически во всех странах с развитыми кадастровыми системами государство, как правило, в лице уполномоченного органа осуществляет контроль соблюдения технологий и стандартов при выполнении межевых работ. В большинстве стран такой контроль обеспечивается институтом лицензирования частных землемеров, предусматривающим выдачу лицензий только тем лицам и руководителям фирм, квалификационные характеристики которых отвечают установленным требованиям.

Таким образом, практикой и временем была визуализирована необходимость усовершенствования законодательства, регулирующего длительность кадастровых инженеров.

27.11.2014 на рассмотрение Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект, подготовленный в соответствии с пунктами 30.1, 30.4, 30.6 и 30.8 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р, который 25.12.2015 был в установленном порядке одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а позже подписан Президентом Российской Федерации в качестве Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ (далее – 452-ФЗ).

Итак, кадастровая деятельность с учетом положений 452- ФЗ с 01.07.2016 будет регулироваться «по-новому», в том числе:

– Чтобы получить статус кадастрового инженера, потребуется высшее образование по специальности или направлению, перечень которых утверждается уполномоченным органом, или любой другой вузовский диплом, но при условии прохождения профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений.

– Предусмотрено дополнительное требование о наличии опыта работы не менее 2 лет, в течение которых под руководством кадастрового инженера кандидат участвовал в подготовке и проведении кадастровых работ.

– Также придется заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера. Минимальная страховая сумма – 2,5 млн. руб.Таким образом, убытки, причиненные действиями (или бездействием) кадастрового инженера заказчику кадастровых работ или третьим лицам, подлежат возмещению по договору страхования.

– Квалификационный экзамен будет проводиться в форме тестирования с применением автоматизированной информационной системы. Его принимает специальная комиссия, формируемая национальным объединением СРО кадастровых инженеров.

– Членство кадастрового инженера в одной из СРО станет обязательным.

Следует отметить, что осуществление кадастровой деятельности, опираясь на СРО в сфере кадастровой деятельности, позволит, с одной стороны, снизить нагрузку на органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за деятельностью кадастровых инженеров, способствуя тем самым экономии бюджетных средств, с другой стороны обеспечит поддержку развития предпринимательства и конкуренции в данной области, что приведет к сокращению средств и времени, затрачиваемых потребителями данных услуг. В то же время обязательность членства в СРО в сфере кадастровой деятельности даст возможность контролировать качество работ и соблюдение стандартов.

– Определена процедура вступления в СРО и исключения из нее, а также правила прохождения стажировки в качестве помощника кадастрового инженера.

Кадастровые инженеры, сведения о которых внесены в государственный реестр кадастровых инженеров до 1 июля 2016 года включительно, могут осуществлять кадастровую деятельность до 1 декабря 2016 года. Для включения в состав членов СРО им не требуется прохождение стажировки и сдача теоретического экзамена, а требование о наличии необходимого образования не применяется до 1 января 2020 года.

– Закреплены права и обязанности кадастрового инженера.

Так, он может отказаться от выполнения кадастровых работ в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации и (или) документов. Среди обязанностей – 1 раз в 3 года повышать свою квалификацию, т.е. проходить обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации. Данная норма предполагает разработку примерной профессиональной программы повышения квалификации кадастровых инженеров, так как кадастровая деятельность требует наличие у кадастрового инженера технических знаний, умений и навыков, а также соответствующей юридической подготовки с учетом новых технологий, применяемых в современных условиях.

– Появится возможность досудебного обжалования решения о приостановлении процедуры кадастрового учета в апелляционной комиссии, созданной при органе кадастрового учета. Урегулирован порядок формирования и работы такой комиссии.

– Появится возможность приостановления действия квалификационного аттестата кадастрового инженера по заявлению самого кадастрового инженера ввиду объективных причин.

Данная норма позволит не прибегать к процедуре отзыва квалификационного аттестата кадастрового инженера по основаниям, ранее являвшимся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера.

– Меняются «правила»деятельности СРО кадастровых инженеров, национального объединения СРО кадастровых инженеров, государственного реестра СРО кадастровых инженеров.

– Для некоммерческих организаций кадастровых инженеров, сведения о которых по состоянию на 30 июня 2016 года будут содержаться в государственном реестре саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью устанавливается переходный период. До 1 декабря 2016 года данные некоммерческие организации считаются соответствующими требованиям нового федерального закона и обязаны до указанного срока представить в Росреестр установленные новым федеральным законом документы. Если некоммерческая организация не представит в Росреестр необходимые документы в установленный срок, то сведения о ней будут исключены из Реестра СРО в судебном порядке.

– Начинает действие норма, предусматривающая осуществление государственного надзора за соблюдением СРО кадастровых инженеров федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении СРО КИ и (или) их должностных лиц, рассмотрение таких дел или передача их на рассмотрение суда.

В целом 452-ФЗ должен стать тем самым законодательным инструментарием для урегулирования связей между всеми участниками профессионального сообщества в сфере кадастровой деятельности, что позволит в конечном итоге добиться того желаемого высокого качества сведений об объектах недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю